Какие проблемы со здоровьем возникают у вас чаще всего в отпуске?







 

Электронные услуги в здравоохранении

Электронные услуги в здравоохранении

Для прорыва в сфере информационных технологий в медицине важно их умелое применение всеми участниками процесса

 

По сравнению с другими отраслями в здравоохранение информационные технологии пришли с определенным опозданием, но сегодня активно развиваются. Какие цифровые технологи стоят на службе и у пациента и у медицинских работников? Об этом в телевизионной программе «Открытый регион» с ведущей Н.Володиной говорили заместитель министра здравоохранения и социального развития ЧР Т.Г.Богданова и директор МИАЦ М.В.Анисимов.

 

- Татьяна Геннадьевна, а в чем заключается открытость медицинской отрасли для граждан Чувашии?

Т. Богданова: Информатизация в системе здравоохранения связана с модернизацией здравоохранения в целом - предоставление медицинской помощи, ее совершенствование сопровождается активным внедрением современных информационных систем во все аспекты жизнедеятельности отрасли. Основная задача: обеспечить население доступной информацией о том, кто оказывает медицинские услуги, какие учреждения здравоохранения представлены в системе, какова квалификация медицинского персонала, оказывающего медицинские услуги (конкретно по каждому медицинскому работнику - врачу, медицинской сестре). Обязательное условие информатизации отрасли - использовать современные цифровые технологии в лечебно-диагностическом процессе.

Это также оказание консультативных услуг в режиме онлайн, доступность информации о том, какие медицинские технологи доступны жителям нашей республики в условиях стремительно развивающейся медицины, каким образом вести здоровый образ жизни. Нам также очень важно знать и мнение наших пациентов: насколько качественно мы оказываем медицинскую помощь, и насколько она на сегодня доступна.

М. Анисимов: Можно сказать, что создание отраслевой системы началось более 10 лет назад, с создания портала органов госвласти Чувашской Республики. Это стало основой для построения инфраструктуры, идеологии и технологии всех информационных медицинских систем в здравоохранении. Следующим этапом был 2009 год, когда на базе МИАЦ был создан республиканский центр обработки данных в системе здравоохранения и соцзащиты населения. Затем стали развиваться медпортал и электронная регистратура. На данный момент, благодаря программе модернизации здравоохранения, создана вся технологическая и информационная инфраструктура для внедрения всех отраслевых систем.

Их условно можно разделить на 5 блоков: 1. Медицинские системы, в которых работают медработники. 2. Системы медицинских сервисов для граждан, в которых можно отслеживать и получать медуслуги. 3. Управленческие системы, которые позволяют мониторировать работу отрасли и на основе мониторинга принимать управленческие решения. 4. Отраслевые нормативно-справочные системы. 5. Системы, обеспечивающие информационно-коммуникационное взаимодействие внутри отрасли, ведомственная IP-телефония, система видеоконференцсвязи.

- Опросы на республиканском медпортале "Здоровая Чувашия" показали, что для половины посетителей - это удобная единая точка входа на электронную регистратуру. А вторая половина пользователей активно исследует большое количество баз данных, которые также расположены на нем. Что это?

М. Анисимов: Да, портал имеет открытую часть для пациентов, в которую входят базы данных всех врачей, всех государственных медучреждений, тут мы единственные в России имеем такую абсолютную прозрачность. Только в Чувашии создан и работает портал главных внештатных специалистов Минздравсоцразвития республики. Абсолютно все государственные медучреждения имеют сайты, на которых, как и на медпортале, расположено очень много различной отраслевой информации. Требование дня - абсолютная открытость по предоставлению услуг, и портал со всей системой сайтов - а их у нас около 200, позволяет это делать. Важнейший аспект - возможность пациента оставить свой отзыв об оказанной услуге, задать вопрос, получить консультацию через интернет, и в том числе - высказать предложения и претензии, если таковые имеются.

Кроме того, функционирует так называемая "закрытая" часть медпортала, для самих медработников. РМИС у нас очень развита, в ней работают 133 субъекта информационного взаимодействия (в том числе 68 госучреждений здравоохранения, 22 медицинские организации частной формы собственности, 38 аптечных организаций, а также Минздравсоцразвития ЧР, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования ЧР, ГУП ЧР «Фармация», страховые медицинские организации) которая развернута более чем на 10 000 рабочих местах), создано более 10 тысяч рабочих мест для врачей и прочего медперсонала. Здесь также находится инфраструктура электронной регистратуры, электронной медицинской карты, дополнительные сервисы: кадровый учет медицинских работников, паспорта медицинских организаций, которые позволяют вести планирование всей деятельности, мониторировать объемы оказания не только медицинской помощи, но и развития инфраструктуры самих медицинских организаций.

- Сегментом системы открытости здравоохранения является в том числе и Единый портал государственных услуг. Как на нем представлена медицина?

Т. Богданова: На ЕПГУ система здравоохранения и социальной защиты представлена 18 услугами. Если говорить непосредственно о здравоохранении, то это популярные сервисы: запись на прием к врачу через электронную регистратуру, это возможность посмотреть, какие лекарственные рецепты были выписаны (для льготных категорий граждан).

- Это когда человек заведет там личный кабинет?

Т. Богданова: Да, любой вход на ЕПГУ подразумевает регистрацию на портале. Для того, чтобы получить личную информацию, необходимо получить код доступа. В противном случае это будет лишь общая отраслевая информация. Кроме того, на портале представлены услуги для юридических лиц, связанные с лицензированием медицинской и фармацевтической деятельности.

- Татьяна Геннадьевна, электронной регистратурой на ЕПГУ охвачены не все 100% поликлинических врачей, а только 5 нозологий. На нашем медпортале мы охватили и все медучреждения, и все специальности. С чем это связано?

Т. Богданова: Действительно, если говорить об электронной регистратуре федерального уровня, то один из основных элементов, обязательных к исполнению, это 5 специалистов, запись к которым должна быть обязательно представлена на ЕПГУ: участковые терапевты, участковые педиатры, стоматологи, врачи общей практики, акушер-гинекологи. Во многих регионах России это была первая возможность для граждан записываться на прием через интернет. А в Чувашии запись на прием к врачу реализовали еще в 2010 году, практически ко всем специалистам. И так как республика давно и активно занимается продвижением электронных технологий, то нам достаточно просто удалось интегрироваться с технологической точки зрения в работу ЕПГУ. Поэтому сегодня жители могут воспользоваться этой услугой как на федеральном сервисе, так и через медпортал. Запись на прием к узким специалистам реализована через врачей участкового звена.

– К ним очень сложно попасть, в чем нюанс?

Т. Богданова: В связи с большим потоком желающих и большой нагрузкой на специалистов, а зачастую - их простой нехваткой, а главным образом - потому, что именно врач-терапевт должен провести первичную диагностику и правильно определить нужного узкого специалиста, в большинстве медучреждений определен именно такой порядок маршрутизации. Например, пациент может решить, что ему нужен кардиолог, а его боли в сердце могут быть из-за сильного остеохондроза, и такому пациенту нужен невролог, а не кардиолог. Определить это и должен участковый терапевт, чтобы действительно нуждающиеся в помощи кардиолога имели возможность попасть к врачу без долгих очередей. Хотя у нас в некоторых поликлиниках запись к узким специалистам открыта напрямую в электронной регистратуре.

Для каждого пациента по профилю заболевания у нас выстроена определенная маршрутизация, мы стараемся в условиях дефицита кадров обеспечить доступность правильным направлением граждан именно к тому специалисту, в котором действительно нуждается пациент, поэтому важно контактировать с участковым врачом, который является основным лечащим врачом и для взрослых, и для детей.

- Фактически сегодня к любому врачу может записаться любой человек, даже побуждаемый чувством озорства. Что делается, чтобы нуждающиеся пациенты не страдали из-за недостатка свободных мест на прием?

М. Анисимов: Сервис электронной регистратуры у нас является одним из самых востребованных среди государственных услуг. По статистике каждую минуту 9 пациентов записываются на прием к врачу. Но статистика также показывает, что неявка пациентов составляет 30, а иногда и 50%! Это большая проблема, ведь таким образом искусственно создаются очереди.

– И здесь уже не медицина виновата, а культура наших граждан?

М. Анисимов: Хотелось бы призвать пациентов заранее осуществлять отмену посещений, если по каким-то причинам они не могут прийти на прием.

Богданова: Хотелось бы добавить, что запись к узким специалистам особенно важна для сельских жителей. Для того, чтобы попасть на прием к врачу в любую республиканскую поликлинику, достаточно прийти в свою ЦРБ. И при наличии определенных клинических показаний участковый врач запишет на прием или на лечение в любую больницу города.

- И даже к главному специалисту Минздрава, что, соответственно, повышает качество оказываемой помощи.

Т. Богданова: Да, 73% всех выданных направлений - это направления для сельских жителей на получение дальнейшего этапного лечения в межрайонных центрах, в клиниках города Чебоксары. Поэтому эта система обеспечивает доступность медицинской помощи для сельского жителя.

М. Анисимов: Для тех, кто не может еще пользоваться электронной регистратурой (прежде всего это пожилое население), у нас работает колл-центр, через который можно записаться не только к врачам первичного звена, но и к узким специалистам. Пока он работает в Чебоксарах и Новочебоксарске. В нем также можно получить в полном объеме информацию об остатках лекарственных препаратов в аптечных организациях и на складе, прежде всего для льготных категорий граждан, проследить продвижение своей очереди за получением необходимых лекарственных препаратов и оставить свои пожелания об организации медицинской помощи.

Универсальная электронная карта, которую активно получают граждане – это один из ключей и в медицинской системе тоже?

Т. Богданова: Прежде всего в медицине УЭК выполняет функцию электронного медицинского полиса в системе ОМС. И пациенты должны знать, что даже если нет считывающих устройств, УЭК действует (есть надпись на самой карте, номер полиса) - при предъявлении ее в регистратуре гражданин подлежит медицинскому обеспечению даже без бумажной формы медицинского полиса.

М. Анисимов: Внедрением УЭК занимается наш информационно-аналитический центр, который определен уполномоченной организацией. Поэтому процессы, связанные с применением УЭК в медицине, мы контролируем особенно тщательно. Карточка довольно удобна, многие граждане уже ощутили ее преимущество.

На УЭК размещены идентификационное, банковское и транспортное приложения, а также полис ОМС и СНИЛС. При желании на УЭК размещается электронная цифровая подпись, позволяющая подписывать документы и получать услуги в электронном виде на Едином портале госуслуг.

- Я очень надеюсь, что в скором будущем, когда я буду передвигаться по стране, то УЭК, возможно, возьмет на себя функции и моей личной электронной медицинской карты, то есть станет идентификатором меня как пациента?

М. Анисимов: Этот вопрос еще не определен, но возможно, это будет так.

- А что такое электронная медицинская карта?

Т. Богданова: Она создана для того, чтобы обеспечить оказание медпомощи каждому гражданину на всей территории России. Проект ЭМК реализуется через федеральный центр обработки данных, где сегодня ведется большая работа по накоплению информации обо всех медицинских услугах, оказанных гражданину. Первый уровень ввода информации – это врачи, на рабочих местах которых установлена специализированная программа по ведению ЭМК. Она, кстати, ведется и в поликлинике, и  в стационаре, и в службе родовспоможения.

И следует сказать, что ЭМК очень помогает сегодня мониторировать смертность в оперативном режиме и принимать правильные управленческие решения по профилактике и снижению особенно управляемых причин смертности. Так, например, если мы рассмотрим такую программу, как экспертный анализ состояния здоровья беременных женщин, то по внедрению данного программного средства Чувашская Республика занимает одно из ведущих мест в РФ. К слову, материнская смертность не регистрируется у нас в республике уже достаточно давно, и низкий показатель детской смертности позволяет нам быть лидером не только в ПФО, но и в России.

Через ЭМК мы также мониторируем исполнение порядков оказания медпомощи каждому гражданину, у нас есть возможность контролировать качество оказываемой помощи, вести персонифицированный учет оказанных медицинских услуг каждому человеку.

- Старые бумажные карты давно стали достаточно серьезной проблемой в здравоохранении для пациента, так как зачастую теряются, их нельзя взять домой. ЭМК на самом деле будет в первую очередь служить интересам человека?

Т. Богданова: Конечно, она должна стать паспортом здоровья каждого человека. Часто человек не помнит, какие лекарственные средства он не переносит, какие профилактические прививки делал, а некоторые вакцинации делать дважды ни в коем случае нельзя. Поэтому сейчас ЭМК делает первые шаги, создается федеральная база данных, и мы хорошо работаем в данном направлении. В республике достаточно высокий охват электронными технологиями наших врачей.

М. Анисимов: Технологически у нас все медицинские организации готовы к работе с ЭМК. Карта ведется в 43 медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. ЭМК ведутся на 62% всех стационарных больных и на 24% амбулаторных. Это хорошие показатели, по оценке экспертов Минздрава России.

- А когда наступит 100%-ый охват?

М. Анисимов: По стационару – к концу 2014 года, по амбулаторному звену – к 2016 году.

Есть в этой сфере какие-то проблемы?

М. Анисимов: Прежде всего, следует отметить психологическую неготовность некоторых врачей применять эти технологии. Но процесс обучения идет довольно активно. Есть врачи, которые, начав работать в этой системе, уже не представляет себе работу по-старому, поскольку в ней заложены стандарты оказания медицинской помощи, есть некая экспертная система, которая позволят врачу применять правильные лечебные решения.

Полагаю, что важным моментом для пациентов станет и тот факт, что нам не нужно будет носить с собой рентгеновские снимки, бумажную документацию после различных исследований, так как они будут через "облачные" технологии и ЭМК дистанционно передаваться из больницы в больницу?

 

М. Анисимов: Это один из важнейших элементов ЭМК. В данный момент 12 медицинский учреждений республики, имеющих в своем составе отделения компьютерной и магнитно-резонансной томографии, радиоизотопной рентгенодиагностической аппаратуры, подключено к центральному архиву медицинских изображений.

- Это особенно важно для телемедицины. Ведь это одно из современных направлений, которое достаточно давно и мощно работает в здравоохранении Чувашии. Что вы об этом скажете?

Т. Богданова: Мы уже очень давно начинали с телемедицинских консультаций «врач-пациент», прежде всего это был  Президентский перинатальный центр, когда врач акушер-гинеколог беседовал из Чебоксар с пациенткой из района. С 2008 года мы внедряем консультации "он-лайн", когда, в частности, в Региональном сосудистом центре кардиохирурги, рентгенэндоваскулярные хирурги получают изображение из первичных сосудистых отделений в Канаше, Алатыре, Шумерле для того, чтобы принять клиническое решение: лечить пациента на месте или транспортировать его в Чебоксары для специализированной медицинской помощи.

То же самое касается и дорожно-транспортных происшествий. Специалисты Регионального травмоцентра сразу же оказывают дистанционную консультативную помощь "он-лайн" специалистам межрайонных травматологических отделений. Более того, врачи Федерального центра травматологии и ортопедии, который работает в республике с 2009 года, консультируют все клинически сложные случаи, чтобы не было осложнений в последующем у больных после травм.

М. Анисимов: Также следует подчеркнуть, что телемедицина – это не только анализ снимков, не только общение "врач-врач" и "врач-пациент". Мы планируем применять новые технологии также для дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов.

Т. Богданова: Это получило название персональной или персонализированной медицины. Во всем мире она уже получила развитие для больных с хроническими заболеваниями. Например, при сахарном диабете пациенту не обязательно ехать в клинику, чтобы сдать анализ крови на наличие сахара. Достаточно, чтобы датчик был размещен на теле и была организована передача информации от пациента к врачу. Соответственно, врач может удаленно консультировать пациента о принятии препарата, его дозе, о диете. То же самое касается и гипертонической болезни. К сожалению, наши пациенты не всегда правильно принимают лекарства и соблюдают режим. И если будет датчик, который будет сигнализировать доктору о том, что в данный момент у пациента поднялось артериальное давление, то можно будет скорректировать дозовый прием антигипертензивных препаратов или откорректировать режим физической нагрузки, диету.

– Известно, что чем раньше пациент обратился, тем выше шансы на качество оказанной помощи и качество будущей жизни. И современные гаджеты здесь будут просто незаменимы!

Т. Богданова: Это очень важно для работы скорой медицинской помощи. Когда пациенту снимают ЭКГ, не всегда возможно оценить ситуацию: куда его повезти с той картиной, которая выявилась. Сегодня у нас в бригадах скорой медицинской помощи реализуется так называемая теле-ЭКГ – консультация на предмет транспортировки пациента. Так как часто пациенту нужно остаться дома и просто вызвать участкового врача.

– В рамках внедрения информационных технологий и скорая помощь у нас в Чувашии очень сильно модернизирована, на каких направлениях?

Т. Богданова: Скорая помощь – это экстренная медицинская помощь, поэтому мы контролируем движение бригад и своевременность их прибытия на место вызова. Сегодня служба СМП у нас в республике централизована. Создан единый диспетчерский пункт, на который поступают вызовы, и в зависимости от места положения бригад, которые также определяются с использованием информационных технологий, ближайшая к месту вызова бригада отправляется по адресу. Норматив времени прибытия скорой помощи в среднем по России 20 минут, среднее время прибытия по республике - чуть более 14 минут. Конечно, бывают вызовы, которые обслуживаются через 25 минут, когда бригаде приходится ехать долго, но есть вызовы, которые обслуживаются и за 10 минут.

– Полагаю, что здесь и контроль звонков обеспечен, и экономика отрасли, наверное, здесь как-то улучшается?

Т. Богданова: Да, ведь мы имеем возможность правильно использовать транспорт, оценивать своевременность прибытия бригады, контролировать экстренность или неотложность ситуации с пациентом. Все это решается в рамках программного обеспечения, которое предусматривает определенный алгоритм опроса пациента диспетчером. И соответственно, мы можем проверить правильность принятия решений об отправке бригады.

- А как обстоит вопрос с защитой баз данных? Наверное, очень многих пациентов это интересует, потому что это очень личное – наши болезни. Насколько здесь отстроена работа и защита?

М. Анисимов: В настоящее время проводится большая работа по защите персональных данных. В рамках организационных мероприятий, предусмотренных законом о защите персональных данных, реализуется трехуровневая схема. Прежде всего, защищаются каналы связи - все передаваемые данные шифруются. Второй уровень обеспечивается средствами защиты персональных данных на рабочих местах врачей. Третий уровень защиты - это внедрение электронной подписи. Для этого МИАЦ получил статус аккредитованного удостоверяющего центра по выдаче квалифицированной цифровой подписи. Каждый документ, обработанный в РМИС, подписывается врачом. Таким образом, сам документ и изменения в нем идентифицируются. Для хранения цифровой подписи используются смарткарты. Именно смарткарта и ПИН-код обеспечивают доступ врача в информационную систему. Поэтому любые его действия регистрируются в системе и в случае возникновения инцидентов могут быть отслежены.

– Татьяна Геннадьевна, а как внедрение новых информационных технологий сказывается на экономике здравоохранения?

Т. Богданова: У нас здравоохранение в приоритете, и достаточно много средств на него выделяется. И очевидно, что все выделяемые средства необходимо использовать по назначению и эффективно. Поэтому сегодня во всех медицинских учреждениях ведется паспорт ЛПУ, который регистрирует состояние медтехники, зданий и сооружений. Ведется регистр медицинских кадров, который предусматривает полную информацию о враче, его квалификации, наличии образования и сертификатов. Естественно, мы считаем и сложившийся дефицит медкадров, и необходимое количество лекарственных средств, и финансов для материально-технического обеспечения лечебного учреждения. В рамках существующих информационных систем у нас осуществляются взаиморасчеты учреждений в системе ОМС. Сегодня у нас деньги следуют за пациентом. Все это делается автоматически, ранее мы испытывали большие сложности по формированию счетов, но поскольку персонально на каждого пациента формируются объемы оказанных медуслуг и считается стоимость этих услуг, соответственно медорганизация получает деньги за пролеченных пациентов. Еще один большой аспект – это лекарственное обеспечение льготных категорий граждан. Для того чтобы понять, сколько нужно льготных лекарств, ведется регистр льготных категорий граждан, а также регистрация назначения лекарственных препаратов и выдача препаратов в аптечных организациях.

– В общем, контроль и учет здесь значительно повышается, и для Минздрава республики, и для Росздравнадзора, который наблюдает за этим, и для медицинских страховых организаций. А вот можно ли говорить о том, где находится Россия, где находится Чувашия с точки зрения мировых тенденций?

Т. Богданова: Во всех странах мира информационные технологии получают свое развитие, но у всех по-разному, поскольку достаточно разные клинические протоколы лечения, разные системы построения здравоохранения. Поэтому сложно нас сравнивать с другими странами. Конечно же, в Великобритании, США использование информационных и мобильных устройств в работе врача идет более активно. Но Россия и Чувашия также внедряют информационные технологии в отрасль. К сожалению, официальные рейтинги не ведутся, но мы знаем, что республика по уровню развития информационной обеспеченности системы здравоохранения на хороших счетах в Минздраве России.

Следует вспомнить и тот факт, что еще в 2011 году наш медицинский портал стал лучшим интернет-проектом в Российской Федерации, и что сегодня Чувашия одна из первых полностью реализовала все мероприятия программы модернизации здравоохранения в части внедрения современных информационных технологий. И, соответственно, вовремя потратила выделенные деньги. Это тоже одно из больших достижений - целевым образом использовать финансовые средства. Ну и, конечно, говорят сами за себя те цифры, которые выше были названы и по охвату рабочих мест врачей, и по доступности электронной регистратуры. Чувашия – лидер по обращению граждан к электронным медицинским ресурсам по записи на прием к врачу.

Мне кажется, что для совершения прорыва в сфере информационных технологий в здравоохранении важно не просто их наличие, а умение, применение и использование их не только медицинскими работниками, но и всем населением региона.

– И в завершение нашей беседы я еще раз подчеркну, что в новых технологиях уделяется большое внимание обратной связи. Пациенты могут реально способствовать тому, чтобы качество медицинских услуг в Чувашской Республике, в конкретной больнице, на конкретном медицинском участке повышалось. Возможности для этого созданы на сайтах всех медучреждений и на медицинском портале по адресу www.med.cap.ru. Пациентам остается принять в этом активное участие.

 

 

Дата публикации: 04.08.14

Источник публикации: Медицинский вестник

В список публикаций
 
Нам важно ваше мнение!!!
зайдите сюда
(8352) 26-00-01, факс: 55-55-65